ОБЩЕСТВО С
ОГРАНИЧЕННОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
Минстрой рассматривает возможность наказывать «жалобщиков», если в ходе проверки УК/ТСЖ нарушение не подтвердилось — и другие грядущие новинки в сфере ЖКХ
2 ноября в Калининграде завершился V Всероссийский форум контрольных органов. На нем был озвучен ряд интересных инициатив, в том числе в коммунальной сфере. Одни из них уже начнут работать в следующем году, другие пока находятся в стадии проработки. Я выбрала три, которые могут напрямую затронуть простых граждан.
Моратория на плановые проверки больше не будет.
С 2022 года Постановлением Правительства РФ № 336 был введен мораторий на внеплановые проверки бизнеса и некоммерческих организаций.
В ряде случаев контрольно-надзорные органы могли инициировать проверку только в случае, если поступала жалоба.
Однако в области проверок организаций, управляющих многоквартирными домами, все было наоборот. Госжилинспекция получила право проводить плановые проверки УК/ТСЖ без согласования с прокуратурой.
Но с 2025 года Постановление утратит силу. Это значит:
1. ГЖИ обязана будет согласовывать плановые проверки.
2. В качестве обоснования проверки нужно будет ссылаться на «общефедеральные индикаторы риска», которых еще нет, и никто не представляет, что там будет.
В качестве примера было озвучено, в частности, длительное (5 лет и более) отсутствие в ГИС ЖКХ документов о проведении текущих ремонтов МКД.
Но как это будет на практике — никто пока не знает.
Жалобы жильцов сначала направят в УК/ТСЖ.
Сейчас недовольные жильцы могут направить жалобы прямо в прокуратуру или ГЖИ, минуя свою УК. По словам Минстроя, это приводит к огромному количеству жалоб, которые могли бы быть решены и без участия госорганов.
Поэтому Минстрой намерен ввести обязательный претензионный порядок. Сначала собственник должен направить жалобу в свою УК/ТСЖ. Только если проблема будет не решена, можно будет обращаться в ГЖИ.
Причем нужно будет предоставить подтверждение, что ранее жалоба подавалась в управляющую компанию, но там ее проигнорировали или отказали.
В противном случае ГЖИ все равно перенаправит жалобу в управляющую организацию, а пожаловаться в Жилинспекцию можно будет после того, как на жалобу не ответили, ответили не по существу или заявитель не согласен с ответом.
Но это будет работать только для жалоб, поданных через интернет.
Если гражданин направит жалобу в обход УК/ТСЖ устно, на приеме в ГЖИ или по почте, то Жилинспекция обязана будет ее рассмотреть, но провести проверку по такому обращению будет нельзя. Что все равно сводит на нет пользу жалобы.
За необоснованные жалобы придется платить.
Наконец, в Минстрое намерены бороться с «профессиональными жалобщиками» — гражданами, которые заваливают проверяющие органы жалобами на все подряд, в ряде случаев совершенно необоснованными.
В министерстве намерены ввести правило, согласно которому автор жалобы должен будет компенсировать государству затраты на проведение проверки, если нарушение не подтвердилось.
Есть у Минстроя и предложение обложить подачу жалоб госпошлиной, но возвращать ее заявителю в случае, если нарушение подтвердилось.
Однако коллеги из Минэкономразвития назвали такие планы «поспешными решениями», требующими проработки.
Впрочем, в МИНЭКе подтвердили, что в разработке действительно есть меры, направленные на борьбу с «профессиональными жалобщиками», в том числе и материального характера. Как это скажется на простых гражданах — покажет время.