ОБЩЕСТВО С
ОГРАНИЧЕННОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
Что делать, если сосед сделал в квартире незаконную перепланировку?
Суть вопроса
В квартире над нами сделана неразрешенная перепланировка (замена кухни и жилой комнаты). В БТИ информации с разрешением нет. На обращения никто не реагирует. УК просто не дают ответ на письменную жалобу. Администрация города ответила, что составляют комиссию (два месяца молчали, теперь отписка). Добродел ответил, что "срок рассмотрения три месяца". Что делать? К кому обращаться? И существуют ли сроки реальных ответов по жалобе? (Орфография и пунктуация автора сохранены. - Прим. ред.)
Позиция МКДЭКСПЕРТ
В силу части 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома возложена на собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг имеет право требовать допуска своих представителей в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования.
В силу подпункта "е" пункта 34 указанных Правил, потребитель обязан допускать представителей исполнителя, представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 Правил № 354.
При этом право требовать допуска в занимаемое потребителем помещение у управляющей организации имеется не только в связи с аварийной ситуацией, но и для профилактики возможных нарушений прав граждан в будущем (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2019 N 4-КГ19-6).
С учётом этого при возникновении информации о незаконной перепланировке в квартире соседей необходимо обратиться в управляющую организацию, которая должна принять меры по проведению профилактического осмотра общедомового и внутриквартирного оборудования.
В случае если управляющей организацией эта обязанность не исполняется, рекомендуется обратиться с заявлением в территориальный орган государственного жилищного надзора.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Если имеются основания считать, что соседями такое согласование не производилось, необходимо обратиться с жалобой в местную администрацию.
Сроки рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан регулируются Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В соответствии со ст.12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. При этом формальный ответ на обращение рассматривается как нарушение Федерального закона О порядке рассмотрения обращений граждан (см. Постановление Верховного Суда РФ от 16.07.2021 N 83-АД21-6-К1).
Бездействие ГЖИ либо органа местного самоуправления при рассмотрении обращения может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд.