ОБЩЕСТВО С
ОГРАНИЧЕННОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
Суды считают, что УО, ТСЖ, ЖСК не имеют права расходовать средства из фонда капитального ремонта, который сформирован из минимальных взносов, на работы, которые не входят в перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД.
Перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД закреплен в статье 166 ЖК.
Суды пояснили, что только законом субъекта в перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД включаются дополнительные виды работ (постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 05.10.2021 по делу № 2а-510/2021)
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 сентября 2021 года № 8а-20382/2021
Дело № 2а-510/2021
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Т., действующей в интересах ТСЖ "РИО-Центр", на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ТСЖ "РИО-Центр" об оспаривании представления прокурора.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., выслушав заключение прокурора Кириенко А.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
представитель ТСЖ "Рио-Центр" по доверенности Т. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным представления исполняющего обязанности заместителя прокурора Центрального района г. Волгограда от 27 июля 2020 года внесенного в адрес председателя правления ТСЖ "Рио-Центр".
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 19 января 2021 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21 апреля 2021 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований иска.
В кассационной жалобе, поданной представителем ТСЖ "РИО-Центр" по доверенности Т. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 12 июля 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 20 августа 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав заключение прокурора Кириенко А.А., полагавшего апелляционное определение законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Пунктом 3 статьи 22 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 названного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме
Как следует из материалов дела, 17 июля 2020 года заместителем прокурора Центрального района г. Волгограда принято решение о проведении проверки деятельности ТСЖ "РИО-Центр" в части соблюдения требований жилищного законодательства. Срок проведения проверки установлен с 17 июля по 14 августа 2020 года. Данное решение доведено до сведения руководителя товарищества.
Исполняющим обязанности заместителя прокурора Суховой Н.Н. 27 июля 2020 года вынесено оспариваемое представление об устранении нарушений законодательства, выразившихся в нецелевом использовании ТСЖ "РИО-Центр" средств специального счета на капитальный ремонт, которые были направлены на капитальный ремонта общего имущества в части замены и установки общедомовых узлов учета тепловой энергии многоквартирного дома № 13А по ул. Двинской г. Волгограда, поскольку положениями статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 закона Волгоградской области от 19 декабря 2013 года № 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" проведение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено в перечне работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, формируемого исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ.
В представлении прокурором указано на необходимость рассмотреть представление, принять меры по устранению допущенных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, допустивших указанные нарушения к дисциплинарной ответственности, о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в установленный законом месячный срок в письменной форме.
Признавая незаконным представление прокурора, суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для его внесения, поскольку при проведении работ за счет средств специального счета на капитальный ремонт многоквартирного дома положения законодательства истцом не нарушены, нецелевое использование денежных средств не допущено, а представление прокурора нарушает права товарищества в сфере предпринимательской деятельности.
Апелляционный суд правомерно не согласился с выводами районного суда.
Протоколом общего собрания собственников помещений названного многоквартирного дома ТСЖ "Рио-Центр" определено в качестве владельца специального счета на капитальный ремонт, формируемого за счет взносов на капитальный ремонт в размере минимального взноса, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В 2020 году осуществлялось списание денежных средств со специального счета ТСЖ "РИО-Центр" в пользу ООО "Теплоэнергоформ и ООО "Теплоэнергоналадка".
Протоколом общего собрания собственников помещений дома от 26 марта 2020 года определено провести капитальный ремонт внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения (замена, монтаж и пусконаладочные работы) приборов учета горячего водоснабжения и отопления, замена трубопроводов и запорной арматуры в тепловом узле).
Между заказчиком ТСЖ "Рио-Центр" и подрядчиком ООО "Теплоэнергоналадка" 27 марта 2020 года заключен договор на выполнение работ по разработке технических решений (проект) на установку приборов учета тепловой энергии при проведении капитального ремонта системы отопления жилого дома. Также сторонами 27 марта 2020 года заключен договор поставки оборудования для проведения капитального ремонта системы отопления. В июне 2020 года заключен договор поставки оборудования.
Между ТСЖ "Рио-Центр" и ООО "Теплоэнергоинформ" 22 апреля 2020 года заключен договор на выполнение работ по монтажу и пусконаладке приборов учета тепловой энергии
Материалами дела подтвержден факт списания в 2020 году денежных средств со специального счета ТСЖ "РИО-Центр", формируемого за счет минимальных взносов на капитальный ремонт денежных средств в размере 315 324 рублей 75 копеек и 84 800 рублей на замену, монтаж и пусконаладочные работы общедомовых приборов учета горячего водоснабжения и отопления.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном ч. 1.1 настоящей статьи.
В силу статьи 175 названного Кодекса формирование фонда капитального ремонта осуществляется на специальном счете, который открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса. Владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Отношения, связанные с использованием фонда капитального ремонта, формируемого исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт урегулированы статьей 166 поименованного Кодекса и соответствующими нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 166 данного Кодекса определен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, он включает в себя следующие виды работ (услуг):
ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно части 2 указанной статьи нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен, кроме прочих услугами и (или) работами по установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа).
В соответствии со статьей 17 Закона Волгоградской области от 19 декабря 2013 года № 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Администрацией Волгоградской области, включает в себя следующие виды работ:
ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада, в том числе ремонт и замена балконов; ремонт фундамента многоквартирного дома; утепление фасада; усиление ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома; разработку проектной документации, в случаях, если такая разработка требуется в соответствии с действующим законодательством; проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального ремонта; осуществление строительного контроля; осуществление авторского надзора в случаях, предусмотренных действующим законодательством; проведение государственной экспертизы проекта в случаях, предусмотренных действующим законодательством, проведение инженерных изысканий для подготовке проектной документации в случае, если проведение таких изысканий необходимо в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Правовая взаимосвязь приведенных норм права указывает на то, что не все виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома могут финансироваться из средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а только те работы, которые указаны в статье 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и в соответствующем нормативном правовом акте субъекта. При этом законодатель в части 2 статьи 166 конкретизировал, что только нормативным правовым актом субъекта в указанный перечень могут быть дополнительно включен такой вид работ как работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг.
Между тем, из положений статьи 17 Закона Волгоградской области от 19 декабря 2013 года № 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного администрацией Волгоградской области не включены работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года.
Председательствующий
В.В. Шелудько
Судьи
Н.В. Усенко
А.Е. Иванов